воскресенье, 21 марта 2010 г.

ОЛИМПИЙСКИЕ МЕДАЛИ (летние игры)

Олимпийские медали всегда были больше, чем простые награды. Они – символ, что их владелец добился практически невозможного: стал лучшим атлетом в мире. Потому и отношение к их дизайну и изготовлению было всегда трепетным и особенным.

Вместе с возрождением Олимпийских игр появились и олимпийские медали. Первыми их обладателями стали победители и призеры Олимпиады-1896 в Греции. Тогда олимпийским чемпионам были вручены серебряные медали, оливковые венки и дипломы, а обладатели вторых мест – медные медали и лавровые венки с дипломами. На тех, самых первых медалях на лицевой стороне было размещено изображение Зевса, держащего в руке земной шар со стоящей на нем богиней Никой. Рядом надпись по-гречески: «ОЛИМПИЯ». На оборотной стороне было размещено изображение Акрополя с греческой надписью «Международные Олимпийские игры в Афинах в 1896». Весили эти награды всего 47 граммов и были отчеканены в парижском Монетном дворе.

Через четыре года, в 1900 году, Олимпиада прошла в Париже и французы решили удивить спортсменов – отчеканенные снова в Парижском монетном дворе награды были… прямоугольными, высотой 59 миллиметров и шириной 41 миллиметр. Весили они 53 грамма. На лицевой стороне была изображена окрыленная и полуобнаженная богиня Ника, державшая в руках лавровый венок. На фоновом рисунке внизу можно было рассмотреть вид Парижа и памятников Универсальной выставки. На обратной стороне был изображен стоящий на пьедестале атлет с лавровым венком на фоне афинского Акрополя.

К 1904 году Олимпийские игры перебрались через океан и состоялись в американском Сент-Луисе. Медалям этой Олимпиады вернули круглую форму, однако с лицевой стороны исчезла богиня Ника, уступившая место анонимному спортсмену с неизменным лавровым венком. Ника обнаружилась на оборотной части медали: она стояла на земном шаре, держа в руке пальмовый лист. Перед ней красовалась «корона» из оливковых ветвей, в центре которой было выгравировано наименование спортивной дисциплины. За спиной Ники – голова Зевса на пьедестале, вверху надпись: UNIVERSAL EXPOSITION ST.-LOUIS U.S.A. Похоже, американская фирма «Dieges and Clust Staff», изготовившая медали, вдохновилась наградами прошлых Олимпиад. Вес сент-луисских медалей составил всего 21 грамм.

Следующая Олимпиада прошла в 1908 году в Лондоне и англичане вообще избавились от богини Ники. На лицевой стороне просматриваются два женских силуэта, держащих лавровый венок над головой атлета победителя. Внизу надпись - OLYMPIC GAMES LONDON 1908. На оборотной стороне англичане поместили изображение святого Георга, покровителя Англии. По легенде, он в свое время, освобождая принцессу убил дракона. Дизайнером медали стал Бертрам Маккенал, а весила она 21 грамм.

Дизайнер медалей для Олимпиады в Стокгольме в 1912 году Эрик Линдберг не стал сильно утруждать себя, оставив на лицевой стороне все тех же женщин, держащих лавровый венок над спортсменом. А вот на обороте красовалась статуя Линга, основателя ряда шведских учреждений и гимназии и надпись OLYMPISKA SPELEN STOCKHOLM 1912. Вес медали составил 24 грамма.

Победители следующих Игр, состоявшихся в 1920 году в Антверпене, получили медали с красующимся на них обнаженным атлетом, которого отчасти прикрывает пальмовый лист. Фоновым рисунком стал узор в греческом стиле и надпись внизу: VII OLYMPIADE.

Зато на обороте дизайнер поместил антверпенский памятник, на котором легендарный бельгийский герой Сильвиус Брабо бросает в реку отрубленную руку Дрюуна Антигуна. По легенде, злобный гигант Антигун грабил суда на реке Шилт в Бельгии. Если капитан не мог заплатить ему, то лишался руки. И только отважный солдат Сильвиус Брабо вызвал гиганта на
бой и убил его, отрубил ему руку и бросил в реку. Отсюда, по легенде, и название города – Антверпен, что в переводе означает «открученная рука». На фоне медали - собор и порт Антверпена. А вверху надпись ANVERS MCMXX. Медали весили по 79 граммов. Всего по эскизам дизайнера Жозе Дюпона было изготовлено 1250 наград: 450 золотых, и по 400 серебряных и бронзовых.

В 1924 году, когда Олимпиада вернулась в Париж, французы не стали оригинальничать с формой медалей, как сделали это в прошлый раз, и изготовили стандартные круглые награды. На 79-граммовых «кругляшах» был изображен обнаженный спортсмен-победитель, подававший руку, чтобы помочь встать поверженному сопернику. Внизу, впервые на медалях Игр, появились олимпийские кольца. На оборотной стороне можно увидеть арфу, символизирующую культурную программу Игр. В центре медали была расположена надпись: VIIIe OLYMPIADE PARIS 1924. Всего было отчеканено 912 копий – по 304 золотых и серебряных и 306 бронзовых.

Классический дизайн

На медали Олимпийских Игр в Амстердаме в 1928 году вернулась богиня Ника. Да еще так удачно! На лицевой стороне медали богиня победы держит в руках пальмовую ветвь и лавровый венок победителя. Это изображение, созданное флорентийским художником Джузеппе Кассиоли, настолько понравилось Международному олимпийскому комитету, что он обязал всех организаторов последующих Игр использовать только его. Менялись только надписи, обозначающие место проведения, год и номер Олимпиады. На обратной стороне медали на фоне олимпийского стадиона изображалась толпа, несущая триумфатора-чемпиона. Весила медаль 66 грамм. Такие «стандартные» награды использовались вплоть до Олимпиады в Мюнхене в 1972 году.

Правда, итальянцы, проводя Олимпийские игры в Риме в 1960-м году, умудрились все-таки выделиться – все ту же стандартную медаль, предписанную МОК, обрамлял бронзовый лавровый венок. Получилось достаточно эстетично. Кстати, олимпийские награды к тому времени изрядно потяжелели – итальянская образца «Рим, 1960» весила 211 грамм. Кстати, именно в Риме была завоевана первая золотая олимпийская медаль в истории белорусского спорта. Олимпийским чемпионом стал борец Олег Караваев.

После почти пятидесятилетнего «застоя» в «медальном искусстве» награды претерпели изменения на Играх-1972 в Афинах. Дизайнер Герхард Маркс не стал менять лицевую сторону, где по-прежнему правила бал богиня Ника. А вот на оборотной стороне вместо уносящей невесть куда спортсмена-победителя толпы, появились двое обнаженных юношей – мифические сыновья Зевса и Леды Кастор и Поллукс, покровители спортивных соревнований и дружбы. Награды весили 102 грамма и были изготовлены в Монетном дворе Баварии.

В Монреале, где прошли Олимпийские игры-1976, не последовали примеру Мюнхена, и не стали особо изощряться. Лицевая сторона медали осталась традиционной, а оборотную преднамеренно не стали «разукрашивать», поместив туда лишь изображение лаврового венка и эмблему Игр.

На московской Олимпиаде-1980 вручались медали нового дизайна. Вернее, модифицированного, ибо использовались как классические элементы Джузеппе Кассиоли, так и «новинки» советского художника Ильи Постола. Дело в том, что лицевая сторона осталась прежней, если не считать того, что впервые в истории Олимпийских игр на наградах появилась надпись на русском языке: ИГРЫ XXII ОЛИМПИАДЫ МОСКВА 1980. А вот на обороте появился стилизованный олимпийский факел с горящим пламенем на фоне стадиона. В верхнем правом углу размещен символ московской Олимпиады. На ободке гравировалось название вида спорта. Медали весили 125 граммов и были отчеканены на Московском монетном дворе.

В дальнейшем особых изменений в олимпийские медали не вносилось. На Олимпиаде в Лос-Анджелесе в 1984 году Оргкомитет и вовсе решил вернуться к классическому дизайну 1928 года. На Олимпиаде в Сеуле-1988 лицевая сторона медалей осталась неизменной, а вот на обороте появился голубь – символ мира, держащий в клюве лавровую ветвь.

Занявшийся дизайном олимпийских наград для Игр-1992 в Барселоне Хавьер Корберо лишь немного изменил классический дизайн лицевой стороны, добавив пальмовых ветвей, еще больше сдвинул Нику в сторону, а вместо «фонового» краешка арены, присутствовавшего на медалях предыдущих Олимпиад, разместил пять олимпийских колец. На обратной стороне – официальная эмблема Олимпиады в Барселоне. Медали диаметром в 70 миллиметров «потянули» на 231 грамм каждая.

Олимпиада в Атланте в 1996 году вернула на лицевую сторону медалей дизайн Джузеппе Кассиоли, а на обратной стороне были размещены официальный логотип Игр-1996 и стилизованная оливковая ветвь. В Атланте были изготовлены 633 золотые медали, 635 серебряных и 661 бронзовая.
При сохранении дизайна лицевой стороны, на обороте медалей ОИ-2000 в австралийском Сиднее были изображены здание сиднейской оперы, олимпийский факел и олимпийские кольца. Дизайнерами стали австралийцы Войцех Петраник и Брайан Томпсон.

Греки в своем стремлении сделать вернувшуюся к ним через 108 лет Олимпиаду самой необычной и оригинальной, убедили МОК разрешить им полностью изменить дизайн медалей. Таким образом лицевая сторона наград кардинально изменилась, впервые с 1928 года. Этот шаг стал весьма важным, так как, по решению МОК, организаторы всех последующих Олимпийских игр должны равняться именно на дизайн медалей 2004-го, а не 1928 года. Похоже, произведение Джузеппе Кассиоли стало историей… Если раньше богиня Ника скромно сидела в уголке, то на медалях Олимпиады в Афинах она уже идет через стадион, принося победу спортсменам. Кстати, так же выглядит и лицевая сторона презентованных медалей ОИ-2008. Обратная сторона наград Игр-2008 – вообще целая композиция. Здесь и олимпийский факел, и начальные ноты Восьмой олимпийской оды Пиндара и эмблема Игр в Афинах. Впервые дизайнером олимпийских медалей стала женщина – Елена Вотси.

ПЕКИН 2008
олимпиада-2008, пекин, награда, площадь тяньаньмень, чжан сяоюй, олимпийская медаль

Дизайн медалей был разработан победителем общественного конкурса, а помимо, собственно, золота, серебра и бронзы, каждая медаль имеет отделку из нефрита, для китайцев являющегося символом красоты, благородства, совершенства, силы и бессмертия.Около 13 килограммов золота, 1340 килограммов серебра и 830 килограммов меди для изготовления медалей были доставлены в Пекин из шахт в Австралии и Чили . Нефрит же, разумеется, использовался местного производства.